День без автомобиля в Москве – утопия

Автор: mode . Опубликовано в Почитать - Статьи

 

Те, кто задумывал и пытался проводить акцию «Москва без автомобилей» были обречены на провал.
И не потому, что был дождь.
И не потому, что в метро воняет.
И не потому, что у нас в городе мерзкая организация движения, развязок, светофоров.
И даже не потому, что у нас на дороге царит бескультурье, эгоизм, пренебрежение к жизни своей и окружающих.

Наши люди не откажутся от автомобиля даже на один день только по одной простой причине.
Потому что машина в Москве – это понты.
Потому что тот, кто пользуется общественным транспортом, уже давно воспринимается как неудачник. У которого не было возможности купить себе хоть какой-нибудь автомобиль. Чтобы быть похожим на приличного человека.
Приличным у нас, разумеется, считается работник офиса, который едет из ближайшего Подмосковья в свой офис, чтобы совершать там свою полезную и нужную стране и людям работу.

Он едет на машине на работу три часа, чтобы потом час пить кофе и обсуждать с такими же идиотами пробки, в которых они все простояли, пока ехали на работу.
Чтобы потом перекуривать, обедать, пить все тот же кофе с плюшками.
Проводить как-то свое время в офисе, чтобы спустя некоторое время ехать назад к себе домой еще три часа.
То есть время в пути такого человека соизмеримо с полезным рабочим временем.
Вот такой стиль жизни у нас сейчас считается умеренно успешным.

Нам кивают на Европу – видите, там все организовано хорошо, и потому все ездят на общественном транспорте.
Ребята, в Берлине все ездят на общественном транспорте во многом потому, что на владельца, например, Порше Кайен, все смотрят как на мудака.
То есть он - мудак, и поэтому ему можно иметь столь бестолковую с точки зрения проживания в Берлине машину.
Потому что там, в Европе (за редким исключением) нет понтов.

Как побеждали пробки в том же Париже, Риме и Барселоне?
Да очень просто.
Сделали так, что использовать машину в городе стало неудобно и невыгодно.
То есть стоимость парковки в центре в разы превышает стоимость парковки на окраине.
Турист, который на один день приехал в Барселону из Салоу, чтобы посмотреть Аквариум и Поющие Фонтаны, может себе позволить потратить такую сумму. Но каждый день приезжать на машине в центре города на работу – денег не хватит.

Штраф за неправильную парковку в городе составляет от 50 до 250 евро. Это помимо эвакуации, разумеется.

Конечно, выделенные полосы для наземного общественного транспорта. Разумеется, с драконовскими штрафами за наезд на эти полосы колесами личного транспорта.

Жестко ограничен въезд в город. Ограничения разные. Запрет на туристические автобусы в центре Рима или на не прошедшие экологическую экспертизу автомобили в Берлине.
Суть одна – ограничен въезд в город.

Стоимость бензина такова, что толкаться в пробке не просто невыгодно, а КРАЙНЕ невыгодно.

В Париже, кстати, ко всему перечисленному прибавили весьма ощутимый налог на транспорт. Действительно ощутимый, а не несчастные 100-200 долларов в год, из-за которых у нас тут шумиха шла.

С учетом всех трат на машину и сложностей с ее эксплуатацией в городских условиях Европы даже не больно низкая стоимость общественного транспорта выглядит почти халявой.
И в результате всего перечисленного люди ездят на метро.
И при этом не сказать, что метро в Барселоне и Берлине намного чище и опрятнее московского.
И воруют не меньше, кстати.

Все это пишу потому, что имел возможность испытать и сравнить езду в общественном транспорте и в прокатном автомобиле во многих городах Европы.
И еще потому, что этим летом, так уж случилось, остался без машины. И был вынужден передвигаться по Москве исключительно на общественном транспорте.
И, знаете, к своему удивлению, понял, насколько это удобно.
Я везде успевал, совершил кучу полезных дел и деловых встреч, и ни разу не опоздал.
Да, порой приходилось от станции метро идти пару километров пешком или ловить «маршрутку». Но, знаете ли, ничего, не развалился.
Мало того, у меня после всего переделанного за день оставалось время посидеть в скверике и почитать на ридере Достоевского, попивая квас и покуривая сигаретку.

Так что рассказы про то, что «мне нужно успеть в несколько мест, поэтому без машины – никак» рассказывайте бабушке.
Единственный способ успеть в Москве в несколько мест и не опоздать – это ехать на метро. 

Но все сказанное трудно воспримется теми, кто не может и ста метров пройти. Теми, кто стремится останавливать свою машину строго перед входом в нужное здание. Не думая о том, что остановка здесь мешает проезду остальных участников движения. Ему не приходит в голову, что можно отъехать каких-то 50 метров и спокойно запарковаться. Не мешая другим и подвергая риску свой автомобиль.
Ну, да, придется пройтись.
Ничего страшного.

Нет, это страшно. Ведь пока он будет идти от машины, его будут воспринимать как пешехода. Как лузера. Как он может доказать этому миру, что он что-то значит, если не сидит внутри автомобиля?

Но на самом деле пробки в Москве не победить до тех пор, пока машина будет восприниматься не как понты, а как средство передвижения (в городских условиях крайне низко эффективное).
И вот тогда люди начнут ездить по своим делам так, как подсказывает здравый смысл.
На метро.

Как этого добиться – понятия не имею.
Но без этого никак.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии