Кино Царя. (Рецензия на фильм «Царь» Павла Лунгина)

. Опубликовано в Почитать - Кинорецензии

Кино Царя. (Рецензия на фильм «Царь» Павла Лунгина) Не успел закончиться прокат по России фильма «Остров», как Лунгин в одном из интервью заявил, что мечтает снять Петра Николаевича Мамонова в роли Ивана Грозного.
Вот с того момента  я и ждал, когда это случится.
Иван Грозный – первый русский царь, именно он начал строить русского государство в том виде, в котором мы себе его представляем.
Фигура историческая, яркая и, как следствие, крайне спорная.
Яркая она не только для историков, но для кинематографистов. Наиболее известной экранизацией этого исторического момента нашей истории стал фильм Сергея Эйзенштейна. Образ Грозного из того фильма стал классическим.
Потом были попытки трактовать Иоанна Васильевича в иных ипостасях, самой яркой из которых была комедия Гайдая по мотивам повести Булгакова.

Можно сказать, что Грозный – первый человек, который столкнулся с проблемами управления русским народом в рамках создаваемого государства. И между двумя основными инструментами, столь необходимыми для управления столь самобытным народом, он большее внимание уделил именно кнуту.
Однако, глупо было бы думать, что Иван Грозный не осознавал той жестокости, которая была свойственна его стилю правления. И, как человек образованный и умный, он, безусловно ощущал груз ответственности как перед историей, так и перед Богом.
Управлять нашим народом – крайне непросто. Хорошо, когда за плечами есть опыт тех, кто пытался это делать до тебя. А что делать, если тебе все приходится делать первому, самому, без подсказок?
Невозможность управления без жесткости и тирании, при осознании всей тяжести того греха, который ты при этом берешь на душу, как плату за власть.

Именно это метание взято за основу отображения Петром Мамоновым образа Великого Вседержавца.
Мамонов, со свойственной ему потрясающей в своей естественности манере (у Петра Николаевича нет актерского образования) показывает, насколько мучительным было для Ивана Грозного его правление.
Второй аспект образа Грозного, как лично мне показалось – наличие Веры вовсе не обязывает человека быть хорошим. В случае с Иваном Грозным, например, Вера оборачивается лишь обоснованием для жесткой кары тех, кто склонен к измене против Помазанника Божьего. И вообще, небесные силы трактуются исключительно как обоснование страшной и беспощадной борьбы за власть.
Кино Царя. (Рецензия на фильм «Царь» Павла Лунгина)
Как антитеза такой трактовке выступает образ Митрополита Филиппа в исполнении Олега Янковского. Духовно-нравственное противостояние Царя и Митрополита становится главным стержнем картины, отображая борьбу добра со злом.
Эта роль для Олега Ивановича стала последней и, как минимум, одной из лучших. Впрочем, я не припомню плохих ролей ни у Янковского, ни у Мамонова.
Кино Царя. (Рецензия на фильм «Царь» Павла Лунгина)
Вообще, кастинг у Лунгина безошибочный. Настоящий звездный набор актеров, которые блестяще справляются со своими образами.
Особо хотелось бы отметить Юрия Кузнецова, который в очередной раз блеснул в роли Малюты Скуратова. Пожалуй, наиболее интересное раскрытие этого жуткого образа, ставшего уже нарицательным.
Впрочем, все хороши – и Домогаров в роли Басманова, и Охлобыстин в роли Василия Блаженного.
Кино Царя. (Рецензия на фильм «Царь» Павла Лунгина)
Несмотря на то, что параллели с тем временем и современностью прослеживаются весьма ярко (сцена в начале фильма с досмотром на дороге опричниками саней купцов более чем выразительная), Лунгин, как ему предсказывали, не скатился в очернительство ни прошлого, ни настоящего.
Параллелей с тем временем хватает и без Лунгина. И касается это не только поведения властьпридержащих и их приближенных, но и поведения народа. И потому, единственной сценой, которая меня отчасти покоробила, стала именно финальная, в которой народ выразительно высказывает свое неповиновение Царю. Как творческая находка режиссера – вполне, но в жизни такое вряд ли представляется возможным.

Фильм вызвал довольно жаркие протесты со стороны некоторых представителей церкви. Что само по себе удивительно, так как наша церковь обычно воздерживается от резких замечаний по поводу произведений современного искусства.
Лунгина обвинили в том, что он очернил образ первого великого русского царя, показав его без надлежащего пафоса и величия, представив его образ как мечущегося полусумасшедшего тирана.
Однако, лично у меня образ Ивана Грозного всегда ассоциировался именно с таким – жестким на людях, но крайне неуверенного внутри себя человеком. И лучшего варианта для отображения такого образа, чем Петр Мамонов, найти было сложно.


Я настоятельно рекомендую посмотреть эту картину как с художественной, так и с исторической точки зрения. Обращения к собственной истории как никогда полезны именно в сложные для страны времена (вспомните, хотя бы, когда снимал свою картину Сергей Эйзенштейн).

Грозный – крайне сложная историческая фигура.
Впрочем, в нашей истории ничего простого не было.
Так и живем.


Кино Царя. (Рецензия на фильм «Царь» Павла Лунгина)

Кино Царя. (Рецензия на фильм «Царь» Павла Лунгина)

Кино Царя. (Рецензия на фильм «Царь» Павла Лунгина)

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии