Неоконченная пьеса нового российского кино (Рецензия на фильм «Петя по дороге в Царствие Небесное»)

. Опубликовано в Почитать - Кинорецензии

Неоконченная пьеса нового российского кино (Рецензия на фильм «Петя по дороге в Царствие Небесное»)«Соев, голубчик, я очень уважаю Вашу супругу, но, прошу Вас, пересмотрите финал!»
А. В. Велюров «Покровские ворота».

Читая рецензии высоколобых ценителей на новую картину «Николая Досталя», я лишний раз убеждался в своей непрофессиональности.
Действительно, кинокритик из меня – ни к черту. Настоящий кинокритик никогда не досматривает картину до конца. Он, кинокритик, понимает все с первых кадров. И для написания рецензии ему, профессионалу, этих первых кадров достаточно.
А мы, любители, досматриваем все до конца. Так что, простите, я буду выражать свое крайне непрофессиональное мнение относительно картины «Петя по дороге в Царствие Небесное».

Автор картины – Николай Досталь лично мною глубоко уважаем за две картины «Облако Рай» и «Коля – перекати поле». Я бы сказал, что эти две картины – лучшие образчики современного, настоящего русского кино. Грустные, смешные, очень жизненные, с безошибочно выбранными актерами для исполнения ролей.  Эти две картины я всегда смотрел и пересматривал с удовольствием.
Просто есть такое кино – чисто русское. Трудно уловимое для постороннего. И не важна тут национальность режиссера. Кто скажет, что Данелия снимает грузинское кино? Ну какая из «Кин-дза-дза» грузинская картина, скажите на милость?
Передача «загадочной русской души», непознанной частицы русского духа – задача не из простых. И далеко не всем удается сделать это настолько блестяще, как это сделал Досталь в своих двух вышеперечисленных картинах.
Глядя «Петю» я не мог избежать от аналогий с этими фильмами. И еще, пожалуй, с картиной «Ехали два шофера» Александра Котта.
Что характерно – все эти три картины прошли практически незамеченными. Хотя это – в самом лучшем смысле прекрасное патриотическое кино, призванное показать все самое лучшее, что есть в душе русского человека. И никакой «Адмирал» или «Сибирский цирюльник» ни в какое сравнение не идут по здоровому патриотизму и любовью к своей стране и людям, в ней проживающим. Однако, как я уже сказал, серьезного внимания ос стороны кино и теле проката эти картины не удостоились.
Неоконченная пьеса нового российского кино (Рецензия на фильм «Петя по дороге в Царствие Небесное»)
А «Ехали два шофера» вообще был обвинен в чрезмерном любованием Сталиным и временами, в которые жила страна во время его правления.

История новой картины во многом перекликается с «Облаком Рай» - удаленная послевоенная стройка, поселок при ней, в котором живет Петя – недалекого ума парень, которому нравится думать, что он инспектор дорожного движения и транспортных средств.
Почти все вокруг умело подыгрывают Пете в его стремлении честно выполнять обязанности, возложенные на него в силу его должности. Нормальные люди всегда остаются нормальными, и никому (за редким исключением) не приходит в голову издеваться над человеком, с которым так обошлась судьба.
Но и подколы со стороны слишком вредных своих соседей Петя не воспринимает как должное. Светлость его души позволяет ему смотреть на эти подколы слегка со стороны.
Он честно проверяет права водителей, путевые листы и состояние автотранспортных средств. Причем, не делает никакого различия между простыми «шоферюгами» и машинами начальства.
Отличная параллель с нынешними гаишниками, между прочим. То есть только человек не от мира сего может честно выполнять функции дорожного инспектора.
И вообще – готовность к исполнению своего долга, пусть и игрушечного, как твой деревянный пистоле в кобуре – занятие только для людей не от мира сего.
Которых любит Господь. И который он старается забирать к себе раньше остальных.

Все, кого Петя останавливает, играют свою роль, предоставляя ему путевые листы, демонстрируя работоспособность своего транспортного средства и так далее.
Есть только несколько человек, которые не хотят играть в эти «дурацкие» игры.
Вокруг этих отношений с Петей крутится жизнь строительного поселка, и Петя тут – как лакмусовая бумажка, которая помогает зрителю безошибочно идентифицировать персонажей по тому, как они относятся к безобидному инспектору.

Неоконченная пьеса нового российского кино (Рецензия на фильм «Петя по дороге в Царствие Небесное»)

Как всегда у Досталя – прекрасные образы и актеры, которые их играют. Прекрасный дебют Егора Павлова в роли Пети, как всегда блистательный Роман Мадянов в роли главного гада, молчаливый доктор определенной и крайне в те годы сомнительной национальности Йоффе, решительный и добродушный передовик и руководитель стройки, виртуозная проблядь в медицинском халате, которая вышла замуж за главного гада, посадившего ее второго мужа, и мечтающая переспать с руководителем строительства.
Вобщем, нормальная такая жизнь в прекрасно воссозданном антураже середины 50-х годов. Впрочем, по заявлению самого Досталя, воссоздавать ничего не пришлось. В некоторых местах нашей необъятной Родины ничего внешне с тех пор не изменилось.
И, тем не менее, картинка фильма выстроена превосходно, что и сказывается на проведении параллелей с картиной Котта «Ехали два шофера».
Прекрасно прописанные характеры и великолепные, яркие, запоминающиеся диалоги (большая редкость для нашего современного кино, между прочим).

А теперь переходим к минусам.
Картина снята по одноименной повести Михаила Кураева, которую я, как непрофессионал, разумеется, не читал. Я не знаю, как заканчивается та повесть. Но вот как закончился фильм по этой повести, я, к сожалению увидел.
Нет, дело не в том, что Петя погибает. Дело не в этом (это понятно еще из названия картины, не говоря уже о законах классической драматургии). Но как можно так прерывать заложенные в картине сюжетные линии – лично мне непонятно.

Неоконченная пьеса нового российского кино (Рецензия на фильм «Петя по дороге в Царствие Небесное»)


Фильм взял гран-при на Московском Кинофестивале. Совершенно странное и непонятное решение. Оно оправданно, только если остальные картины заканчивались еще хуже.
Вдвойне обидно, что фильм такого режиссера с таким прекрасным актерским составом так бездарно перечеркнул сам себя своим собственным финалом. И даже не было ощущения, что «не дотянули». Ощущение было другое. Как будто в какой-то момент у режиссера кончился запал, а у продюсеров – деньги. Или им просто лень стало заканчивать фильм так, как должен заканчиваться любой мало-мальски приличный фильм. И они, сжав фигу в кармане, просто закончили фильм, как смогли.

Хорошее кино – это составляющее из режиссуры, актерской игр и прописанного сценария. Убери что-то одно – и картина как произведение кинематографического искусства перестанет существовать.
И все старания прекрасных актеров, режиссеров и операторов пойдут насмарку.

Неоконченная пьеса нового российского кино (Рецензия на фильм «Петя по дороге в Царствие Небесное»)
Неоконченная пьеса нового российского кино (Рецензия на фильм «Петя по дороге в Царствие Небесное»)
Неоконченная пьеса нового российского кино (Рецензия на фильм «Петя по дороге в Царствие Небесное»)

 

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии