ДухLess Повесть о настоящей жизни

. Опубликовано в Почитать - Кинорецензии

ДухLess Повесть о настоящей жизни рецензия на фильм, кино, рецензия. Минаев, Козловский, Ефремов, кино
Сразу скажу, что я давно и с нетерпением ждал эту картину.  Источник, несмотря на его крайне неоднозначную ценность в литературном смысле, лично для меня стал одной из главных книг, которые я прочитал. Пожалуй, никто, кроме Минаева, не смог так здорово передать атмосферу Москвы 90-х, и, особенно то, как это все выглядело в глазах «поколения 70-76 года рождения».
Это поколение, к которому я тоже имею непосредственно отношение, вообще уникальное. Становление его происходило на фоне гигантского исторического и культурного слома.  И это, разумеется,  не могло не сказаться на мировоззрении его представителей.
На наших глазах (юных, но уже достаточно внимательных и понимающих) происходили изменения исторического масштаба. У нас на глазах менялась сама история, свергались идеалы и рушилась страна, к которой мы уже успели привыкнуть.
Шутка ли – мы родились в одной стране, юность наша проходила в другой, а взрослели мы в третьей. Результат такой мясорубки – это дети со счастливым советским детством, пропитанные цинизмом современных реальностей. Ядерная смесь получилась в итоге.
И именно такого человека описал в своей книге Сергей Минаев. Девиз книги – «Повесть о ненастоящем человеке». И это правильно – жизнь постоянно ломалась, настоящей жизни толком не было, и люди были такие же – ненастоящие. То  есть, какое бы мировоззрение в тебе не рождалось, оно уже было ненастоящим, неактуальным.

Повторю, книга сама по себе имеет огромное количество недостатков – литературных и стилистических (что неоднократно признавал сам автор). Но, несмотря на все минусы, книга стала невероятно ярким отражением реалий того времени, практически эпохальным явлением в культурной составляющей нашей страны. И именно поэтому я с таким нетерпением ждал экранизации этого романа.
Начнем с недостатков.

Главный минус, как мне кажется – это попытка натянуть историю 90-х на современность. Книжка была совсем о другом времени, о других реалиях. И именно поэтому главный персонаж фильма имеет мало общего с персонажем романа. Там был жесткий торгаш с душой неоромантика, а здесь – просто жесткий финансист с холодным рассудком.
Понятно, что история из книги не совсем подходит для современного кино. В экранизации добавлена чуть ли не триллерная составляющая. И это вполне оправдано – кино есть кино, у него свои законы. Смотреть поток сознания на большом экране мало кто сейчас станет.
Большой  минус так же – это подбор актеров. И дело не в таланте исполнителей. Просто сам источник не всегда четко и понятно описывает характер персонажей. Поэтому, видимо, актерам попросту нечего играть.
Конечно, такие актеры как Ефремов, Смолянинов, Артем Михалков – сами по себе хорошо смотрятся в кадре. Но персонажи их получились плоскими. Такими же, собственно, как и  в самой книге.
Главный персонаж мне понравился, несмотря на то, что он все же разительно отличается от персонажа книги. Данила Козловский, действительно, блеснул в этой роли. Некоторые моменты, интонации - просто изумительные.
В книге было несколько моментов, которые, как мне кажется, были основными, помогали максимально раскрыть характер главного персонажа, его мировоззрение. А в от в фильме они смазаны. Та же сцена общения с руководителем питерского офиса (его играет Белогородцев). Почти двухстраничный монолог (из него мог бы получиться не менее знаковый монолог, чем речь капитана в фильме «Изображая жертву») сведен к двум трем фразам.
Ну, и финал – конечно, диаметрально противоположный исходнику.

Но все эти недостатки – скорее результат личного отношения к книге и слегка завышенных ожиданий от ее экранизации. Тем более, что Минаев выступал автором сценария к картине, так что все изменения в повествовании – дело его рук.
Тем более что некоторые моменты, все же сняты ничем не хуже, чем отражены в книге. А некоторые даже лучше. Например, «продакт плейсмент», за который так сильно критиковали книгу, тут сведен к минимуму. То есть, понятно, что крутые мальчики ездят на BMW и пьют Dewars, однако, снято это так, что не сильно режет глаз во время просмотра.
Сцена в Супер-Путиным, вообще снята изумительно.

Если не забивать себе мозг поисками сходства и расхождения с первоисточником, мы имеем в итоге весьма неплохо снятую историю из современной жизни современной Москвы, где кидок – это главная цель бизнеса. Где работа немыслима без подковерной возни. Где ты не можешь быть уверенным ни в ком (порой даже в самом себе), где деньги значат больше, чем жизнь. Намного больше.

Главный же плюс этого фильма – в его актуальности.  Как мне кажется, именно такие книги и такие фильмы делают намного больше, чем фэнтазийные истории на темы былинных эпосов со славянским уклоном, снятых по лекалам западных мультипликаторов.
Уход от реалий в сказочный мир (а именно этим в последнее время занимаются вполне взрослые люди) подобен зарыванию страусом головы в песок. Для того, чтобы менять жизнь, нужно для начала понять, что она из себя представляет. А с выставленной незащищенной задницей делать это невозможно.
А сейчас вырастает поколение, которое порой даже не осознает всей серьезности окружающей их реалии. Они прячут взгляд в айфон, как страус прячет голову в песок. И пока они сидят головой в айфоне, их незащищенную задницу имеют более циничные и жесткие окружающие.
Многие критики высказывают неудовольствие большим количеством мата, наркотиков и напускной роскоши, присутствующих в описании московских нравов. Этим критикам хочется посоветовать задуматься о том, что жизнь на самом деле намного шире их представлений. И если они чего-то не замечают (или предпочитают не замечать) вокруг себя, это не значит, что этого нет в жизни.
Разумеется, такая московская жизнь не может нравиться нормальному человеку, но она именно такова, какой показана в картине.

И жизнь эту можно менять. И даже не всегда для этого нужны революции. Необязательно устраивать хаос, бить витрины и жечь машины. Главная революция – это революция внутри себя. Изменив себя, победив дерьмо внутри себя, ты меняешь мир, меняешь жизнь внутри себя и вокруг себя. Даже представить страшно, что может случиться, когда все выкинут из головы всякую чушь и займутся, наконец, чем-то настоящим.
И тогда, возможно, сбудется главная надежда героя Духлесса, которую невозможно не разделять. 
В нашей стране станет все как-то нормально.

ДухLess Повесть о настоящей жизни рецензия на фильм, кино, рецензия. Минаев, Козловский, Ефремов, кино
ДухLess Повесть о настоящей жизни рецензия на фильм, кино, рецензия. Минаев, Козловский, Ефремов, кино
ДухLess Повесть о настоящей жизни рецензия на фильм, кино, рецензия. Минаев, Козловский, Ефремов, кино
ДухLess Повесть о настоящей жизни рецензия на фильм, кино, рецензия. Минаев, Козловский, Ефремов, кино
ДухLess Повесть о настоящей жизни рецензия на фильм, кино, рецензия. Минаев, Козловский, Ефремов, кино
ДухLess Повесть о настоящей жизни рецензия на фильм, кино, рецензия. Минаев, Козловский, Ефремов, кино
ДухLess Повесть о настоящей жизни рецензия на фильм, кино, рецензия. Минаев, Козловский, Ефремов, кино
ДухLess Повесть о настоящей жизни рецензия на фильм, кино, рецензия. Минаев, Козловский, Ефремов, кино

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии